Название: Убийства по открыткам
Название зарубежное: The Postcard Killings
Сценарий: Лиза Марклунд, Туве Альстердаль, Ellen Furman
Продюсер: Пол М. Бреннан, Трэйси Е. Эдмондс, Леопольдо Гоут
Оператор: Сальваторе Тотино
Композитор: Саймон Лэйси
Художник: Дженнифер Уильямс, Найджел Эгертон, Панчо Чаморро
Монтаж: Шон Бартон
Жанр: детектив, криминал, драма
Премьера (мир): 13 марта 2020
Премьера (РФ): 25 июня 2020, «Каскад фильм»
Премьера пользовательские настройки (мир): 13 мар 2020, Пт
Премьера пользовательские настройки (РФ): 25 июн 2020, Чт
Возраст: зрителям, достигшим 16 лет
Продолжительность: 91 мин. / 01:31
Описание: Лондон, Мадрид, Стокгольм... В Европе орудует жестокий и изощрённый маньяк-убийца. Перемещаясь из города в город, он дразнит полицию, посылая журналистам подсказки в виде открыток из музеев. Одной из его жертв становится дочь опытного и харизматичного детектива из Нью-Йорка, Джейкоба Кэнона. Теперь его цель - найти убийцу и отомстить.
Рейтинг КиноПоиск: 5.721 (4094)
Рейтинг IMDB: 5.60 (2143)
Любите ли маньяцкое кино так, как люблю его я? Да ладно вам, все любят фильмы про душегубов. Что может быть лучше фильма про изощрённого, серийного убийцу, утончённого эстета, изящно кромсающего своих жертв, и раз за разом оставляющего тупых копов в дураках? Выключишь в комнате свет, закутаешься поплотнее в любимый плед, а по экрану хлещет кровушка, а ты чувствуешь лёгкое покалывание в кончиках пальцев, и зябко поёживаешься, но... потом жмуришься от удовольствия - ведь это же не тебя режут... Пара мешков гречки, упаковка туалетной бумаги, и хороший, колоритный киноманьяк - что ещё нужно, чтобы достойно провести карантин?
Но, если с двумя первыми составляющими у меня всё в порядке, то маньячок - то подкачал, какой - то он нынче хлипкий, неубедительный. Есть такой литературный жанр - арт - детектив, Йен Пирс успешно подвизался одно время. Сдаётся мне, что сценаристам не дают покоя его лавры, сюжеты убийств выстроены вокруг известных произведений искусства, вроде бы задумка неплохая, но... нагнав жути в первые сорок минут фильма, создатели раскрывают личность убийцы, и становится как - то неловко. Воображение нарисовало тебе инфернального садиста, мясника, гадко хихикающего над мучениями своих жертв, а тут какая - то пионерия перешедшая на сторону зла. Маньяк выглядит так же органично, как Алиса Селезнёва, решившая заняться проституцией, и использующая мелафон в качестве секс - игрушки. Уважаемые, вы же это не всерьёз?
Сценарий содержит полный набор штампов. Тут и дешёвый фрейдизм (детская психотравма), и брутальный, белый импортный коп (Дин Морган) и его чёрная напарница, туповатые, медленные скандинавские полицейские, и евробюрократия... Ничего нового. Фильм подозрительно похож на путеводитель по объединённой Европе. Создатели показывают нам, как вольготно чувствуют себя криминалы всех мастей в условиях глобализации. Приезжайте, убивайте, мы вас всё равно не найдём - свобода - с! Транспарентность границ. Полная. Настолько полная, что маньяк возит по Европе части тел убитых им людей (ноги - руки, уши) и спокойно проходит контроль в аэропортах. Welcome!
Открытки, рассылаемые убийцей, посвящены любви, и содержат тексты высокопарного, и глуповатого содержания. Что - то подобное писали на фантиках жвачки, которая называлась Love is... Старожилы поймут. Девочка Сильвия изъясняется округлыми, лапидарными фразами, наподобие тех интернет - мудростей, которые пубертатного возраста подростки прилепляют на свои странички в соцсетях. Эдакая претензия на глубокую житейскую мудрость и афористичность в одном флаконе. «Монстры остаются монстрами». «Искусство это рана, сквозь которую видны старые подштанники». Ну, и так далее.
Если верно утверждение о том, что хороший фильм делает хороший злодей, то «Убийство по открыткам» - кино слабое, хлипкое, путающееся в соплях, такое же, как и маньяк в этом фильме. Старик Лектер вскрыл бы себе вены от стыда, предварительно настрогав из сценаристов начинку для шаурмы.
------
Помните «Снеговика»? Он вышел на экраны в 2017-м и предполагалось, что он станет началом нового детективного сериала о сыщике-алкоголике Харри. Однако первый вышел комом: сказались проблемы производства и монтажа, из-за чего адаптация книга Ю Нёсбе стала странным беспорядком. У «Убийства по открыткам» нет, конечно, столь значимого первоисточника или заметного актерского состава, и тем не менее почему-то хочется провести параллели между двумя проектами. «Убийства» является экранизацией книги Джеймса Паттерсона и Лизы Марклунд и, кажется, кинопроизведение сильно обременено «хвостами» из литературного мира. Почти самоубийственный монтаж и плохая режиссера усиливают негативное впечатление, из-за чего «Убийства по открыткам» к середине становятся очень утомительными, а к концу - непреднамеренно смешными.
Нью-йоркский детектив Джейкоб с ужасом узнает, что его дочь и её супруга убили в Лондоне. Их тела были изуродованы. Джейкоб заблудился в лабиринтах пьянства и жалости к себе, после чего берёт себя в руки и начинает искать убийцу, полагая, что его дочь - не единственная жертва. Детектив совершает небольшие «европейские каникулы», путешествуя из страны в страну, в поисках справедливости, новых жертв и зацепок.
Мир «Убийства по открыткам» вышел какой-то неумолимо мрачным. Это не тот случай, когда детектив и убийца играют в интеллектуальные игры. В этом случае представлен гротеск и банальность. Кажется, что даже такие «радости жизни» как отрубленные конечности и вырванные глаза не могут разбавить повествование: конечно, не стоит обвинять «Убийства по открыткам» в демонстрации ненужной расчлененки, но это не лучший способ показать атмосферу зла. Кажется, у режиссера Даниса Тановича просто не было выбора, и он не хотел расстраивать аудиторию. Вместо того, чтобы по полной сосредоточиться на душераздирающей боли Джейкоба, когда он сталкивается с потерей дочери, Танович предпочел снять этакий расширенный эпизод какого-нибудь полицейского сериала с НТВ.
При этом в сценарии витают ещё несколько второстепенных сюжетов. Центральный акцент, само собой, сделан на Джейкобе и его методах работы (этакий гадкий американец в цивильной европейской стране среди бюрократизированных роботов). Однако побочные сюжетные ветки только раздражают от основного повествования. Угрожающий сюжет с Маком и Сильвией, молодой парой, пересекающей Европу, может и способен развлечь излишне впечатлительных зрителей, но по большей части помимо основной сюжетной линии здесь всё пустышка.
Киноленте отчаянно не хватает ритма, хорошего вкуса и работы над ошибками других детективов. Хуже всего и то, что создатели, похоже, не особо старались. Вообще по части кинопроизводства фильм очень неуклюжий и апофеоз наступает в момент, когда Джейкоб бурно реагирует на «шокирующую информацию», ранее сообщенную зрителю. Это разрушает катарсис и впечатление от кульминации, заточенной под продолжение, которое вряд ли когда-либо выйдет на экраны.
«Убийства по открыткам» похожи на экранизацию романа Донцовой, но только с поправкой на насилие, садизм и кровожадность. В этом нет ничего плохого, наоборот, подобное даже способно привлечь внимание, однако «Убийства» содержат в себе минимум оригинальность или новаторского. При этом кинолента сделана местами наплевательски, из-за чего и проходной её не назвать: качество постановки тут оставляет желать лучшего, а основная мысль о борьбе с бюрократией уже как-то заезжена. В итоге разочаровываются и те, кто ищет боевик, и те, кто ищет триллер: даже с демонстрацией жестоко умерщвлённых несчастных людей в «Убийствах по открыткам» нет ничего запоминающегося или отличительного, способных перенести кинокартину в разряд сносных.