Название: Капоне. Лицо со шрамом
Название зарубежное: Capone
Слоган: «Неизвестная история самого известного гангстера Америки»
Сценарий: Джош Транк
Продюсер: Расселл Экерман, Adhrucia Apana, Лоуренс Бендер
Оператор: Питер Диминг
Композитор: Эл-Пи
Художник: Стефен Олтмэн, Джереми Вулси, Эми Весткотт
Монтаж: Джош Транк
Жанр: драма, биография, криминал
Сборы в мире: $113 889
Премьера (мир): 12 мая 2020
Премьера (РФ): 1 октября 2020, «Экспонента»
Премьера пользовательские настройки (мир): 12 мая 2020, Вт
Премьера пользовательские настройки (РФ): 1 окт 2020, Чт
Возраст: зрителям, достигшим 18 лет
Продолжительность: 103 мин. / 01:43
Описание: Вернувшись из тюрьмы, Аль Капоне продолжает оставаться предметом пристального внимания ФБР. Ведь при аресте так и не была найдена крупная сумма денег – итог всей криминальной деятельности знаменитого мафиози. По всему дому расставлены жучки, под подозрением каждый член большой семьи Капоне. Удастся ли спецслужбам добиться от теряющего память гангстера информации, где и при каких обстоятельствах он спрятал деньги?
Рейтинг КиноПоиск: 5.067 (4 498)
Рейтинг IMDB: 4.70 (12K)
Фонзо с морковкой
------
Накануне онлайн премьеры «Капоне» режиссер Джош Транк признался, что впал в депрессию после провала снятой им «Фантастической четверки». Обвинял продюсеров в том, что они творчески его «кастрировали», вырезав из фильма целые куски. Обвинял зрителей в излишней агрессии. Себя не обвинял. Глядя на его страницу на сайте, сразу видно - парень молодой, амбициозный. Самовлюбленный. Ему бы героев-любовников играть, а не фильмы снимать... Чует мое сердце, что после премьеры одиозного «Капоне» у Транка не останется выбора и депрессия уже стучится в его дверь. Но на этот раз винить будет некого. Хотя... По такому убогому сценарию и невнятной режиссуре я даже малость соскучилась.
Тем, кто читает эту рецензию, пребывая в сомнениях - стоит ли смотреть кино или лучше пройти мимо, отвечу. Стоит. Ради чего? Ведь кино отвратительное! Да, о нем хочется забыть после просмотра, вычеркнуть эту роль из фильмографии Харди (в очередной раз), но... мне не было скучно, как, например, при просмотре «Джонни Д» с Джонни Деппом.
Вместо сигары восставший из гроба Капоне держит в зубах морковку, бегает в памперсах, пребывает в каком-то психоделическом аду по Стивену Кингу и видит призраков - то ли из «Оно» (мальчик с шариком), то ли из «Сияния» (вечеринка с трупами). Если и изъясняется, то как-то по-жабьи. Но даже это отвратительное существо, державшее в страхе Америку в 20-30-х годах прошлого века, пытается выразить себя в творчестве. Если у режиссера (а также - сценариста) и было хоть какое-то мало-мальски дельное оправдание, почему его угораздило ввязаться в этот проект, то в моем представлении звучит оно так: «Насилие рождается от неумения выражать себя в искусстве».
К сожалению, пытаясь натурализовать гнилую душу гангстера излишними подробностями его психического и физического здоровья, Джош Транк привлек внимание к себе. А точнее, к своей неспособности четко выражать свои мысли через кинематографические образы. И вот тут мне становится немного тревожно за Транка. Может, как художник Транк и пытается быть смелым, но выходит это у него бездарно.
Плохой грим (возможно, нехватка бюджета) всегда можно скрасить убедительной игрой. Трешовый сценарий - одной сценой, способной донести до зрителя, ради чего весь этот балаган затевался. Финал «Капоне» должен был стать феерией абсурда, а Транк сливает его до уровня мыльных опер. Если у Транка и было желание снять культовое кино и потеснить Томми Вайсо на Олимпе современных бездарей, то ему это удалось. После просмотра «Капоне» у меня не остается сомнений, что это кино войдет в историю. Пусть и не с парадного входа, о котором, наверняка, мечтал режиссер. Побольше самоиронии, Транк и поменьше мусора в голове, - именно это хочется пожелать режиссеру напоследок. А еще - умения выбирать героев, о которых хочешь снимать кино. Собственное. С развязанными руками.
------
Аль Капоне. Последний год жизни
------
Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Можно ли строками Сергея Есенина попытаться «отпеть» чикагского гангстера Капоне? Бедолагу, употребившего себя на воплощение американской мечты - власть, достаток, независимость, деньги. Иных приоритетов в Америке нет. А если и есть, то призрачные, вторичные, на мамону, опять же таки, в наживе нацеливающие. Страна Капитала. Страна «Купи-Продай». Извернуться, но «выбиться в люди», хозяином став. Что с них взять... За доллар кого хочешь продадут. Может быть и мать родную. Барыш, прибыль, «баблосы» ручьём, а лучше рекой в карманы - вот девиз личности.
Аль Капоне - это легенда. «Врагом Общества N1» в стране возможностей окрестили в своё время этого человека. Это что ж такое нужно натворить в Американской Америке, чтобы такой «чести» быть удостоенным? Ни коммунист, вроде бы, ни террорист даже. Его путь, вызывал оторопь народную. Крошил людей, идя к своим идеалам почём зря.
Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.
Аль Капоне - «папа» рэкета. Аль Капоне - подпольная торговля спиртным во время сухого закона. Аль Капоне - сутенерство, игорный бизнес, отстрел конкурентов. И не просто отстрел, а автоматно-пулемётный отстрел. С использование гранат, подрыва машин... Чего не сделаешь ради денег... Ради американской мечты. Начав вышибалой в бильярдном клубе, к началу 30-х годов Аль Капоне стал преступным воротилой Чикаго.
Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
Сын парикмахера и швеи орлом вознамерился воспарить. Бандитством прокладывал себе дорогу к счастью. Но всё это за кадром картины. Всё это для других телевизионных историй в рассказе воплощения. «Лицо со шрамом»(2020) - это закат великого «маэстро». «Лицо со шрамом»(2020) - это «пенсионная» старость грозы нации. А во сколько наступает этот самый пенсионный рубеж? У Аль Капоне - в 40 лет! В 1931 году осуждён на 11 лет заключения. В 1939-м из-за проблем со здоровьем выпущен досрочно. Сифилис, приобретённый в 15-ти летнем возрасте окончательно стал доминировать над плотью. В 1946 году психиатр констатировал, что великий Аль, в 47 лет имеет разум 12-ти летнего ребёнка.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.
«Лицо со шрамом»(2020) это едва ли портретная галерея Александра Сокурова. Закат власти человека. Прижизненная расплата за грехи. «Трудно быть богом» в человеческом социуме? Вне всяких сомнений. Но если надел на голову корону, если бросаешь в горнило мясорубки миллионы жизней без счёта, будь готов к расчёту с «высшими силами». То самое, что когда то звучало в «Молохе»(1999), «Тельце»(2000), «Солнце»(2005) перед нами разворачивается сейчас. Гангстер, властитель и распорядитель чужих судеб, немощью дегенерата в уродстве естества.
Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
Том Харди в роли Аль Капоне производит жутчайшее впечатление. Немощь из каждого кадра. Кошмары галлюциногенных воспоминаний «бомбят» и ночью и днём. Угасающий мозг, пульсацией не понимания где реальность, где помрачение. Было или не было? Мираж? Прошлое? Слабоумие - опиумом власти над сознанием.
Такое впечатление, что автор картины вложил в своё детище презрение миллионов. Подробности последних дней как будто бы должны вытравить из памяти людской кем был, что делал, насколько высоко поднялся этот безродный итальянец. Воздаяние праху уродством благодарности. Никогда не повторяйте чужих ошибок.
Можно ли назвать «Лицо со шрамом» зрелищем? Нет. Скорее это размышление, драма в констатации. И мнения у зрителя к картине могут быть диаметрально противоположными. От восторга до уничижения. Каждому своё. Но история эта реальна и для общего развития будет совсем не лишней.
... мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и веселый свист...