Название: Побег из Претории
Название зарубежное: Escape from Pretoria
Слоган: «Подбери ключ к свободе»
Сценарий: Фрэнсис Аннан, Л.Х. Адамс, Кэрол Гриффитс
Продюсер: Дэвид Баррон, Марк Блэйни, Гари Хэмилтон
Оператор: Джеффри Холл
Композитор: Дэвид Хиршфелдер
Художник: Скотт Бёрд, Эрика Брайан, Мариот Керр
Монтаж: Ник Фентон
Жанр: триллер
Сборы в мире: $176 208
Премьера (мир): 1 марта 2020
Премьера (РФ): 2 июля 2020, «MEGOGO Distribution»
Премьера пользовательские настройки (мир): 1 мар 2020, Вс
Премьера пользовательские настройки (РФ): 2 июл 2020, Чт
Возраст: зрителям, достигшим 16 лет
Продолжительность: 106 мин. / 01:46
Описание: Двое борцов за свободу отбывают срок в одной из самых строгих тюрем мира - в «Претории». Вместе с другими узниками они планируют дерзкий и опасный побег. Но придумать план - это только первый шаг. Шаг второй - реализация плана.
Рейтинг КиноПоиск: 6.673 (7838)
Рейтинг IMDB: 6.80 (10 207)
На пути к цели
------
Честно скажу, я раньше не особо задумывалась о таком понятии, как апартеид. Он казался чем-то старым, давно ушедшим в небытие и не заслуживающим внимания современного человека, однако хочу признаться, что просмотр фильма «Побег из Претории» заставил меня пересмотреть многие вещи. Сюжет основан на вполне реальных событиях, описанных в книге одного из участников тех жутких событий, и я считаю, что зрителям будет не лишним ознакомиться с тем, что творилось в ЮАР посредством настоящей приключенческой драмы, в которой правды куда больше, чем вымысла.
Развитие событий происходит в 1979 году, когда апартеид в ЮАР находится на пике своего могущества. Но с подобной политикой дискриминации по расовому признаку согласны совсем не все. Даже многие белые люди не могут воспринимать адекватно политику властей. Среди таких революционеров оказываются Тим Дженкин и Стивен Ли. Молодые люди не были готовы к открытому оружейному противостоянию и считали, что могут принести гораздо больше пользы раздавая листовки.
Но власть не дремлет, полиция пристально следит за нарушителями спокойствия вне зависимости от цвета кожи. Даже если ты белый - это ничего не значит. И вот нашим бравым революционерам приходится отправиться в Преторию, страшную тюрьму, откуда можно выйти только при большом везении или помиловании главы государства. Понятное дело, что Дженкин и Ли на подобное рассчитывать не могут и им приходится обдумать план побега.
Что мне в этом фильме понравилось, так это то, что авторы не слишком сильно нагнетают драму. Они, конечно, показывают все несправедливость апартеида и как много без он принес темнокожему населению, но это скорее фильм о том, как переломить суть событий, изменить себя и окружающих, добиться правды и воли даже тогда, когда на тебя наставлено дуло пистолета.
Дэниэл Рэдклифф открылся для меня с неожиданно позитивной стороны. В последние пару лет он играет в каких-то очень странных проектах. Например, «Пушки Акимбо», «Человек- швейцарский нож». На каждый такой проект находятся свои любители, но, например, мне интересней видеть Рэдклиффа в образе нормального, простого человека. А когда он еще и бежит из тюрьмы, словно какой-нибудь Вентворт Миллер, тогда это просто шикарно. Во многом мое внимание к фильмы приковал именно Дэниэл, который совсем не подвел и очень даже порадовал.
«Побег из Претории» стоит посмотреть зрителям, плохо знакомым с историей апартеида. Я выделила для себя немало интересной информации, которая осела в моей памяти надолго. И даже если вы большие знатоки того, что происходило в ЮАР, это все равно не помешает вам получить удовольствие от просмотра фильм о побеге с отличной игрой Дэниэла Рэдклиффа.
------
«Зэка Васильев и Петров-зэка»
------
- Ипполит Георгиевич, о чем вы думаете?
- Я не собираюсь перед вами отчитываться.
- У вас на лице написано, что обо мне.
- Да, о вас, искатель приключений. Для вас нет ничего святого. Такие, как вы, всюду суют свой нос. Верят не в разум, а в порыв. Вы неуправляемы! Для вас главное не разум, а чувство, импульс. Вы угроза для общества.
- Весьма лестный отзыв.
- А вы о чем думаете?
- О горячем чае.
- Ну, о горячем чае я тоже думаю. Но все-таки, откровенность за откровенность...
«Ирония судьбы или с лёгким паром», 1975, реж. Э. Рязанов
Декабрьский диалог персонажей А. Мягкова и Ю. Яковлева в новогоднюю ночь, у крыльца ленинградской высотки, известен каждому. Два совершенно разных по темпераменту человека и думают о разном. Хотя что им остаётся? Зима, мороз, темень. Оба выставлены за дверь. Страсти отчаяния кипят в обоих. Москвич на алкоголизм пеняет себе самому, без пяти минут супруг, ревностью обуреваем. Как оно там дальше сложится, ещё не известно никому. И думы, думы, думы в мимике лиц в молчании.
Но да ладно, с ними, отечественный классик более-менее ситуацию «разрулил». Давно «разрулил». Меж себя они всё решили. И Галя «при своих». И Надя не в накладе. Зачёт.
А о чём думают, волей обстоятельств, тюрьмой «награждённые»? В бетонном каземате оказавшиеся. Разве диалог советской мелодрамы не может быть здесь озвучен? На мой взгляд, он весьма обтекаемый и универсальный. Вложи в любые уста, перелицуй на иную ситуацию, актуальности не потеряет. Верно? Упрёк фехтующего, блок в отражении противником. Легко и просто нападение провалено. Продолжим? Нападайте-нападайте.
«Побег из Претории»(2020) это всё равно что «Побег из Шоушенка»(1994). Это точно такая же жажда жизни что в «Мотыльке»(1973) и даже в «Мотыльке»(2017). «Граф Монте-Кристо»(1953)? Почему нет? Вполне себе версия. Я уж не говорю о «Затерянном в Сибире»(1990) где третий, возможным «барашком» в дорогу и «Тюремном романсе»(1993) с влюблённой «следовательшей». Так о чём же думают все эти, говоря языком шушкинской «Калины красной»(1974) арестанты по случайности... О маме (её обычно воспевает блатная лирика шансона), о супруге или невесте (которая конечно же уже не ждёт и писем не читает), о воле, о годах загубленных, о сытой «шамовке» вне сомнения и, о рывке на побег. «Сделать ноги» мечтают многие. Да что там многие? Все!... о горячем чае, не думает никто...
Но мечтать мало. Решиться, отважиться, способны единицы. Нужен план. Чёткий план пошагового продумывания нюансов. Иначе новый срок и ужесточение режима.
Достаточно любопытная картина совместного производства Британии и Австралии. Едва ли не весь хронометраж, застенками центральной тюрьмы ЮАР начала-середины 70-х годов прошлого века. Два борца за свободу от апартеида приговорены к тюремному заключению. Но отбывать срок не хотят. И все мысли, в одной плоскости. Надо на волю. Но как? Однако, даже не в этом основа привлекательности картины. Она в ином.
Зрителя, вне всяких сомнений заинтересует режим содержания преступников. Нюансы бытовой сферы. Крупицы из «можно» и «нельзя» притягивают, распорядок, система охраны, отношения внутри социума, внимательным наблюдением. Есть что почерпнуть? Тут мы словно на Марсе или на Луне. Многое открывается впервые. И даже вызывает улыбку. В России, а уж тем более в СССР, такое явно «не прокатило» бы. А у них, пожалуйста.
... Четыре года мы побег готовили -
Харчей три тонны мы наэкономили
И нам с собою даже дал половничек
Один ужасно милый уголовничек
И вот ушли мы с ним в руке рука, -
Рукоплескали нашей дерзости зэка -
Зэка Петрову, Васильеву зэка...