Название: Побег из Претории
Название зарубежное: Escape from Pretoria
Слоган: «Подбери ключ к свободе»
Сценарий: Фрэнсис Аннан, Л.Х. Адамс, Кэрол Гриффитс
Продюсер: Дэвид Баррон, Марк Блэйни, Гари Хэмилтон
Оператор: Джеффри Холл
Композитор: Дэвид Хиршфелдер
Художник: Скотт Бёрд, Эрика Брайан, Мариот Керр
Монтаж: Ник Фентон
Жанр: триллер
Сборы в мире: $12 808
Премьера (мир): 1 марта 2020
Премьера (РФ): 14 мая 2020, «MEGOGO Distribution»
Премьера пользовательские настройки (мир): 1 мар 2020, Вс
Премьера пользовательские настройки (РФ): 14 мая 2020, Чт
Возраст: зрителям, достигшим 16 лет
Продолжительность: 106 мин. / 01:46
Описание: Двое борцов за свободу отбывают срок в одной из самых строгих тюрем мира - в «Претории». Вместе с другими узниками они планируют дерзкий и опасный побег. Но придумать план - это только первый шаг. Шаг второй - реализация плана.
Рейтинг КиноПоиск: 6.565 (3272)
Рейтинг IMDB: 6.70 (5602)
алохомора
------
Любой фильм про побег всегда будет чем-то напоминать «Побег из Шоушенка» Френка Дарабонта. Да даже насквозь фантастичный сериал на эту тему можно бесконечно сравнивать с вроде бы недосягаемой вершиной.
«Побег из Претории» всё же основан на вполне реальных событиях, произошедших с двумя южноафриканцами в 1979 году. Они хотели свергнуть режим апартеида, но угодили за решетку в Преторию - казалось бы, тюрьму, из которой ещё никому не удавалось сбежать. Конечно же, до появления там Тима Дженкинса (Дэниэл Редклифф), удивительно находчивого человека, прибегнувшего к весьма оригинальному способу спасения из заточения.
Структурно проще фильм о побеге из тюрьмы, чем «Претория» и представить трудно: герой попадает, рассматривает возможные варианты и через какое-то время сбегает. И никаких тебе татуировок на всю спину с планом здания. Но, наверное, это и заставляет верить в историю больше, чем в прочие. Даже фраза «основано на реальных событиях» больше не нужна.
Это нисколечко не затянутая картина, честно рассказывающая напряженную и сильную историю побега, абсолютно не хватая звезд с неба.
Дэниэл Редклифф радует с каждым своим новым фильмом: хорошим и не очень. Главное, что он меняет образы, чего многим другим актерам нашего времени не достает. И если под личинами этих персонажей всё ещё где-то и узнаваем мальчик, который выжил, то только потому, что весь «Побег из Претории» он упражняется в заклинании Алохомора.
------
алохомора
------
«Побег из Претории» было бы слишком соблазнительно сделать историей о «белом Манделе», о чем толсто намекает один из героев фильма - тюремный надзиратель. Да, конечно, история о заточении белого активиста движения против апартеида Тима Дженкина имеет реальную подоплеку: в 1978-м году молодого человека посадили в одну из самых неприступных тюрем мира - Преторию. Тем не менее, сценарий повествует вовсе не о ангажированной ныне борьбе против расизма; «Побег из Претории» - хорошее жанровое упражнение на тему побега из тюрьмы, в сценарии которого маловато сложных хитросплетений и социальных контекстов, зато - много экшна и приключений.
Итак, Рэдклифф играет Тима Дженкина - этакого мини-экстремиста, что использовал маленькие взрывоопасные устройства для распространения листовок. Тим - убежденный сторонник Африканского Национального Конгресса и борется против расистской политики властей ЮАР. Дженкина и его сообщника Стивена Ли поймали и приговорили к заключению в тюрьме Претория. Концептуально сценарий быстро заставляет нырнуть фабулу в привычной режим: вот тут пожилой заключенный берёт новоприбывших под свое крыло, все охранники - исключительно садистские личности, а сокамерники, естественно, обладают многогранными и ранимыми характерами. С самого первого дня Тим начинает планировать побег, несмотря на то, что он - узник совести.
План Тима прост: сделать ключ из дерева. Зрители, должно быть, могут посчитать это странный способ побега низкотехнологичным, но «Побег из Претории» здорово играет на эмоциях. В какой-то степени кинолента ощущается даже старомодной и немудрено: действие фильма происходит в 70-х. Тем не менее, это даже позволяет сыграть на зрелищности. Всё же голь на выдумки хитра и есть в поступках персонажей «Побега» что-то креативное. «Побег из Претории» всё же глубоко исследует свою тему тюремного фильма, но, внезапно, в каком-то позитивном ключе: как «Побег из Шоушенка» или «Побег из Алькатраса» наизнанку.
Часть обаяния фильма приходится и на то, что режиссер и сценаристы не стеснялись делать из героев обычных людей. Это не супермены; более того, нас даже особо не просят им сочувствовать. Герои «Побега» - обычные политзаключенные, у них есть свои стремления, но и свои страхи. Эти объемные фактуры освежают, а в данных обстоятельства тюремного фильма даже реалистичны, поскольку персонажи в первую очередь хотят свободы, а не мести. Возможно, в какой-то степени это романтизирует происходящие события или излишне их упрощает, но видно, насколько создатели доверяли своей аудитории.
Что касается актеров, то Рэдклифф продолжает отходить от образа пай-мальчика Гарри Поттера. Иногда ему это удается, иногда нет. В «Побеге» скорее удалось: он изобразил вполне реальную персону - стойкую и упорную личность, не знающего слово «неудача». Справедливо отметить, что небритость, длинные волосы и огромные несуразные очки ему даже идут.
Основанный на реальных событиях, адаптированных из воспоминаний прототипа главного героя, «Побег из Претории» имеет чувство реальности, Времени и места. Сам Дженкин вроде как даже выступил консультантом фильма, поэтому история, кажущаяся со стороны нелепой, становится подлинной: особенно постарались актеры и декораторы, правильно настроившие на нужную атмосферу. Каждая сцена вызывает напряжение, а умеренный уровень насилия позволяет взглянуть на тюремный мир без излишней «чернухи», что, в свою очередь, приводит к напряженному и уверенному в себе фильму - чему-то среднему между драмой и триллером.