Название: Тобол
Слоган: «Много званых, мало избранных»
Сценарий: Алексей Пермяков, Алексей Иванов
Продюсер: Олег Урушев, Иван Урушев, Эдуард Илоян
Оператор: Юрий Коробейников
Композитор: Александра Магакян
Художник: Андрей Васин, Илья Мандриченко, Владимир Никифоров
Монтаж: Мария Сергеенкова, Петр Зеленов, Дмитрий Слобцов
Жанр: история, драма
Сборы в мире: $2 257 086
Сборы в России: $2 181 831
Премьера (мир): 1 марта 2019
Премьера (РФ): 21 февраля 2019, «Централ Партнершип»
Премьера пользовательские настройки (мир): 1 мар 2019, Пт
Премьера пользовательские настройки (РФ): 21 фев 2019, Чт
Возраст: зрителям, достигшим 16 лет
Продолжительность: 108 мин. / 01:48
Описание: Молодой офицер новой гвардии Петра I Иван Демарин по заданию царя отправляется в глубину Сибири — в пограничный Тобольск. Здесь Иван встречает свою первую любовь и вместе со своим полком оказывается втянутым в заговор местных князей, охотящихся за золотом Яркенда. Его крепость окружена полчищами диких джунгар, а помощи ждать неоткуда.
Рейтинг КиноПоиск: 5.807 (17 385)
Рейтинг IMDB: 5.80 (788)
Исторический фильм, который не может заинтересовать своими историями...
------
Тобол - это исторический российский фильм, являющийся волной экранизацией романа Алексея Иванова. И если не касаться громкого слова «экранизация», то от фильма останется минимум. Коротко перейдём к анализу составляющих фильма и закончим на том, чтобы сэкономить ваше время.
Художественные декорации, костюмы, компьютерная графика и спецэффекты
К этим вещам в этом фильме не получиться придраться. Декорации и костюмы хороши и дадут понять вам колорит Сибирских земель и моду того времени. Компьютерная графика и спецэффекты употреблены к месту и позволяют кратко и лаконично предоставить нам экспозицию основных событий, ведущих к сюжету произведения. Картинка красивая, цветокоррекция в порядке.
Актёрская игра
Благодаря качественному актёрскому составу вышла убедительная история. Многие из актёров первого плана вам хорошо известны, однако выделять чью-то актерскую игру отдельно в этом фильме дело совершенно бесполезное. Конечно, показали ли они правдиво исторические образы того времени - это ещё большой вопрос. И основные придирки здесь ложатся на сценаристов.
Монтаж
В основном из-за монтажа в сценах, где действие имеет, в большей степени, пассивный характер, создаётся грустное впечатление от просмотра фильма. Это рваный, неровный и быстрый монтаж, от которого вскоре устают глаза и создаётся впечатление, что операторы намерены охватить сцену со всех сторон, как бы неловко это не выглядело. Сказать, что этот монтаж плох - это ничего не сказать. Он даёт увидеть, что сцена не идёт ровно, а снята разными дублями, которые неудачно склеены между собой.
Монтаж в батальных сценах сильно отличается. Здесь видно, что сценаристы и раскадровщики продумывали каждый показанный кадр, чтобы не упустить ни одной важной детали. Поэтому больших претензий к нему нет.
Сценарий
Я не собираюсь анализировать сюжетные несостыковки, поскольку это займёт и так слишком много времени. Основные претензии накладываются одинаково как на сценаристов, так и на режиссёра, которые не могут заинтересовать своей историей зрителя. Весьма важные драматические элементы в этом фильме или раскрытие сущности главного героя показаны вяла и в том же ритме, что и другие события. Это создаёт очень странное впечатление, будто бы в истории нет акцентов. Даже сцена с убийством собаки вызывает не чувство жалости и боли, а еле скрываемую радость, что фильм всё ещё делает попытки удивить своего зрителя.
Вывод
Исходя из этого, я не решаюсь поставить фильму определённую оценку, хотя мои претензии значительны. Конечно, этот анализ неполноценен и в некоторой степени сохраняет субъективность, но, тем не менее, будьте уверены в том, что Тобол не сможет вас заинтересовать своей историей, кроме, быть может, своей фееричной концовкой.
------
Исторический фильм, который не может заинтересовать своими историями...
------
В основном я пишу о фильмах, которые стоит смотреть, которые могли мне не понравиться, но хотя бы заставили о чем-то задуматься. Отрицательные чувства - это тоже хорошо. Хорошо, что искусство вообще рождает яркие эмоции и оставляет послевкусие. Но есть произведения, которые заставляют только недоумевать от нелепости. И на выходе оставляют ни с чем. Настолько они пустые.
Подобные чувства рождает обычно отечественное кино, где процент ширпотреба куда выше, чем в зарубежном. Вдвойне обидно, когда этот ширпотреб сопровождается неплохим пиаром и считается громкой премьерой. Так случилось и с творением Игоря Зайцева (режиссера «Есенина» и «Каникул строгого режима») - историческим фильмом «Тобол». Про историзм рассуждать не буду, ибо не специалист, но догадываюсь, что его там мало. А вот чего много, так это пафоса, нелепости, отвратительной актерской игры и плохого сценария.
Экранизация книги Алексея Иванова с первых же секунд поражает зрителя ужасным сведением звука и картинки. Да, звук здесь записывался не на площадке, а потом в студии. И всё бы ничего, если бы он хоть немного попадал в артикуляцию актёров, но увы. Не меньше поражает и работа художников, костюмеров и гримеров. Все камзолы, кафтаны, платья и парики выглядят на актерах как маскарадные костюмы. Причём плохие маскарадные костюмы, купленные где-то за 3 рубля. Голос рассказчика призван погрузить нас в петровскую эпоху, но по факту он кажется каким-то лишним комментарием, пересказывающим те моменты, которые в фильм не уместились. Хотя куда лучше бы пошли титры.
Актерские работы держатся в основном на криках и кривлянии (спасибо Дмитрию Дюжеву и его кокаиновому императору). Евгений Дятлов в съехавшем кудрявом парике и с опухшим лицом больше похож на еле пережившего капустник актеришку. Где-то между ними с нелепым акцентом мечется когда-то квнщик, а нынче большой актёр Андрей Бурковский.
Сама история не вызовает почти никаких чувств. Немного любви, немного патриотизма, немного стремления к свободе.