Название: Первая ведьма
Название зарубежное: The Wretched
Слоган: «Если ее не остановить, мир заполнит древнее зло»
Сценарий: Бретт Пирс, Дрю Т. Пирс
Продюсер: Эд Полгарди, Чан Цэн, Трэвис Калтрери
Оператор: Конор Мерфи
Композитор: Девин Берроуз
Художник: Марс Фиэри, Дэйви Дэвис, Лаура Кристина Ортиз
Монтаж: Терри Йэтс
Жанр: ужасы, фэнтези
Сборы в США: $1 814 193
Сборы в мире: + $2 105 138 = $3 919 331
Премьера (мир): 19 июля 2019
Премьера (РФ): 8 октября 2020, «Экспонента»
Премьера пользовательские настройки (мир): 19 июл 2019, Пт
Премьера пользовательские настройки (РФ): 8 окт 2020, Чт
Возраст: зрителям, достигшим 18 лет
Продолжительность: 95 мин. / 01:35
Описание: 17-летний Бен приезжает на каникулы к отцу в приморский городок. Однажды молодая пара из соседнего дома приводит с собой после лесной прогулки древнее зло. Бен и его подруга Мэллори быстро замечают, что с соседями, а потом и во всем городке, начало твориться нечто странное. Молодым людям придется бросить вызов колдовским чарам, чтобы не допустить в мир адские полчища.
Рейтинг КиноПоиск: 5.435 (2 077)
Рейтинг IMDB: 5.80 (8K)
Странноватые соседи
------
Я не уверен по какой причине подавляющее большинство новых фильмов ужасов практически всегда разрабатывают именно режиссёры, дебютировавшие буквально только вот, но это прямо какой-то устоявшийся факт. Может быть это происходит от того, что писать сценарий для ужасов гораздо проще, а может быть просто потому, что привлечение средств на указанный жанр проходит по гораздо более простому пути. Вот и создатели «Первой ведьмы» являются самыми что ни на есть дебютантами в жанре ужасов. Как выяснилось, это два брата - Бретт Пирс и Дрю Пирс, которые вместе сработали в общем-то даже не очень плохо. То есть я к тому, что «Первая ведьма» в любом случае не получился отличным фильмом, но заявка на дальнейшую карьеру в жанре у братьев в общем-то появилась, и при должном старании они смогут делать весьма годные произведения, может быть даже не только относительно хорроров.
Бен совместно со своим отцом переезжает в отдалённый небольшой городишко, где присматривает за лодочным пирсом. Постепенно Бен знакомится с людьми в этом городе, даже находит себе новых друзей. Аналогично молодой человек обращает внимание и на своих соседей, которые с первого взгляда кажутся самыми обычными людьми. Но постепенно что-то меняется в поведении соседей, и они начинают очень странно себя вести, на что Бен умудряется наблюдать из окна своей спальни. К тому же неожиданно вдруг пропадает ребёнок этих самых соседей, с которым Бен познакомился на досуге, что не на шутку начинает беспокоить молодого человека.
Мне думается есть некое понимание, к концепции каких именно фильмов стремились создатели «Первой ведьмы». Тут явным ориентиром является «Окно во двор» 1954 года, а также «Паранойя» 2007 года, в которых главные герои наблюдали за чем-то неладным из окон своих домов, будучи привязанными к этим самым квадратным метрам по тем или иным обстоятельствам. Герой «Первой ведьмы» конечно же не привязан к жилищу, и может спокойно перемещаться, но именно это становится неким камнем преткновения всего фильма. То есть проблема в том, что картина пытается показать нам буквально всё, и со всех ракурсов, а нужно было всего-то лишь сохранять интригу неизвестности. То есть повествование должно было бы строиться исключительно от лица Бена, что заперт в своём доме. На деле же у нас всё слишком простенько и банально для жанра. Фильм старательно не пугает зрителя, то есть действительно жутких моментов здесь просто нет. Даже сам местный монстр выглядит интригующе буквально только в первые минут 20, а позднее выясняется, что это очередной уродец, похожий на миллион точно таких же уродцев из целой кучи иных фильмов ужасов.
Проблема заключается ещё и в том, что картина умудряется демонстрировать напрочь посредственные смерти местных персонажей. То есть, как только монстр убивает кого-либо, камера стыдливо упускает этот момент, словно мы смотрим какую-то очередную серию подросткового сериала. Чёрт возьми, это же фильм ужасов, ну почему нельзя уже просто идти до конца и показывать все так называемые особенности жанра, большинство его завсегдатаев в конце концов ведь уже привыкли к этому. В общем у братьев Пирс получился странноватый фильм, заметно, что чисто концептуально и на бумаге оно выглядело действительно интересно, но где-то по ходу разработки создатели допустили целый ряд просчётов, что привело всего-то к тому, что «Первая ведьма» пополнил ряды хорроров практически низкого пошиба, хотя справедливости ради, замах у создателей есть, и при должном старании, может получится действительно хороший удар.
------
Странноватые соседи
------
Как и многие другие фильмы ужасов, «Первая ведьма» может. Что именно фильм может, уточнять не стоит, но он это может... или, по крайней мере, старается. Дизайн невероятен, желание ориентироваться на старую школу похвально... только вот вся сборка терпит крах. К чести «Первой ведьмы», этот фильм вполне можно было бы видеть на экранах лет 35-40 назад, а после признать классикой хоррора. В наши дни подобное скорее напоминает экранизацию «Стивена Кинга для бедных»: очередная история, разворачивающаяся в субжанре про ведьм, и не пытающаяся установить какие-либо отличительные признаки, как предшественники.
Бен - беспокойный пацан, который на лето отправляется в дом своего отца в славном штате Мичиган. Парень хочет заработать пару долларов, работая на местной пристани для яхт. У него сломана рука, но к счастью на помощь всегда готова прийти саркастическая Мэллори. Через несколько часов по соседству происходят странные события: женщина Эбби после того, как выпотрошила оленя (!), заражается от туши каким-то демоническим существом. Это не сулит ничего хорошего сыну Эбби, так как на разделочной доске он рискует оказаться следующим.
В «Первой ведьме» повествование соткано из незначительных сюжетных линий. Здесь есть и намеки на романтику, нерешительность подростков, новой подруги отца и т. п. Иными словами, в кинофильм постарались вложить все возможные эмоции, чтобы зрители могли ассоциировать себя с героем истории. На деле всё происходящее выглядит больше деревянным, чем убедительным. И хотя «Первую ведьму» стоит ценить за то, что кинолента старается всеми силами удивить зрителя, все сюжетные переходы говорят о полном отсутствии тонкости. Основные сюжетные точки повторяются несколько раз, в то время как повествовательные решения выданы слишком агрессивно, вместо того, чтобы позволить узнать персонажей самостоятельно или оценить правильность тех или иных подходов.
Монстр, с другой стороны, раскрывается медленно. Тёмная мать, как её называют, создана не на пустом месте: сценаристы обернули антагониста в свою мифологию, о которой было бы приятнее узнать побольше. Злодейка - лучшая вещь в «Первой ведьме»: особенно, учитывая тот факт, что образ построен на гриме и актерской игре. Монстр играет на очень необычном страхе - боязни забыть. Это даже не угроза смерти, а угроза забвения близкими людьми - вполне любопытный ход. Конечно, сценарий «Первой ведьмы» не особо последователен в использовании этого правила, однако где-то в глубине зарыта хорошая идея.
В итоге «Первая ведьма» содержит в себе достойные элементы, однако почему-то вместе это не дает удобоваримого результата. Котел, в который бросили хороший каст, запоминающегося антагониста, наметки мифологии и нестандартный человеческий каст, смог выдать лишь очевидный набор персонажей и сюжетных точек, из-за чего эффект от просмотра оказался попросту пустым.