Название: Никогда, редко, иногда, всегда
Название зарубежное: Never Rarely Sometimes Always
Сценарий: Элиза Хиттман
Продюсер: Адель Романски, Сара Мерфи, Лия Буман
Оператор: Элен Лувар
Композитор: Джулия Холтер
Художник: Мередит Липпинкотт, Томми Лав, Ольга Милл
Монтаж: Скотт Каммингс
Жанр: драма
Сборы в США: $16 565
Сборы в мире: + $77 404 = $93 969
Премьера (мир): 24 января 2020
Премьера (РФ): 17 сентября 2020, «UPI»
Премьера пользовательские настройки (мир): 24 янв 2020, Пт
Премьера пользовательские настройки (РФ): 17 сен 2020, Чт
Возраст: зрителям, достигшим 16 лет
Продолжительность: 101 мин. / 01:41
Описание: Легко ли быть девушкой в современном мире? Кто придет на помощь, если ты попадешь в беду? Как решиться на отчаянный поступок, который навсегда изменит твою жизнь? Сложные, порой нежеланные ответы на эти и многие другие вопросы о взрослении найдут сестры Отем и Скайлар на пути из родного городка в Нью-Йорк.
Рейтинг КиноПоиск: 6.831 (977)
Рейтинг IMDB: 7.30 (6K)
Над пропастью во ржи
------
Две сестры-подростка из города в штате Пенсильвания отправляются в Нью-Йорк, чтобы прервать нежелательную беременность одной из них.
По данным Save the Children (ведущей международной организации) 13 миллионов детей рождаются у подростков каждый год: 90% этих родов происходят в развивающихся странах. Самый большой уровень подростковой беременности приходится на США: он в два раза выше, чем в Канаде, в четыре раза выше, чем в Германии и Франции, и в восемь раз выше, чем в Японии.
В США право на аборты активно оспаривается церковью и консервативными слоями общества. Правые политики не оставляют надежды добиться пересмотра принятого Верховным судом в 1973 году решения по делу «Роу против Уэйда», подтвердившего право женщин на прерывание беременности. Врачи и клиники, делающие аборты, регулярно подвергаются пикетированию, угрозам, а порой и прямым нападениям. В Вашингтоне в январе ежегодно проходят «Марши за жизнь», собирающие сотни тысяч участников. Эта тема была одной из самых эмоциональных и в ходе президентской предвыборной кампании 2016 года. Республиканец Дональд Трамп сразу после вступления в должность президента в январе 2017 года подписал указ, который восстановил действие запрета на выделение федеральными властями средств иностранным неправительственным организациям, медицинский персонал которых делает аборты или предоставляет о них информацию. Этот запрет был введен в 1985 году президентом-республиканцем Рональдом Рейганом, затем его отменяли президенты-демократы Билл Клинтон (в 1993 году) и Барак Обама (в 2009 году).
В фильме не указано в каком году происходят события, хотя видно что это современная Америка 2018-19 годов. Отум (Сидни Флэнаган в роли Отум и Талия Райдер в роли её сестры - бесподобные актерские работы) - 17 лет, девушка поёт в школьном театре, и подрабатывает кассиром вместе с сестрой в местном универмаге (вечером после смены они сдают кассу - а кто-то неизвестный целует им руки). Она знает о том, что беременна и хочет сдать «тест на беременность» - местные врачи ничем не могут помочь, а в Пенсильвании - свои «особые законы» по абортам. Она пьёт противозачаточные таблетки, бьёт себя по животу, булавкой прокалывает себе ноздрю, и делает серёжку, и в итоге решается на поездку в Нью-Йорк. Вместе с сестрой и практически без денег она приезжают туда - и бродят по этому «городу который никогда не спит» (прекрасная музыка Джулии Холтер) из одной больницы в другую. Начинаются «ночные хождения» в духе героя из «Над пропастью во ржи», и однажды они проигрывают живой курице в одном из ночных, игровых автоматов в «крестики-нолики». В США нет повсеместной медицинской страховки у населения, и когда они в итоге находят нужную клинику, они понимают - от «счетов» никуда не деться. Встреча с парнем из автобуса украшает их очередную, холодную ночь в Нью-Йорке, а процедура проходит быстро, и можно понять, что сам город за эти несколько суток их несколько раз использовал. Название фильма - это варианты из ответов в стандартном тесте на полового партнёра, и вообщем у самой Отум - свои «тайны», которые она в итоге, не раскрывает зрителю.
Фильм получил «Специальный приз жюри» на кинофестивале «Сандэнс-2020», и награду «Серебряный медведь» на «Берлинском кинофестивале-2020». Режиссёр и автор сценария фильма Элиза Хиттман ставит пронзительную и чистую драму о «подростковой наивности», и окружающем их мире, который для них только открывается. Он поставлен в духе Ларри Кларка или Хармони Корина, только без особой «клубники». Обсуждать проблему подростковой беременности - в отдельных случаях становится бессмысленно, а в отдельных - полезно и нравоучительно. Авторы не пытаются встать на ту или иную сторону - они просто показывают отдельный случай, где сами подростки - естественно ни в чём не виноваты, и вроде это всё само собой произошло. И в итоге, неприличный и шуточный жест парня с языком в кафе - это просто жест, и милое напоминание о чём-то тайном и прекрасном.
------
Над пропастью во ржи
------
Инди-фильм Элизы Хиттман, собравший призы фестивалей Берлинале и Санденс, представляет собой образец современного неореализма. Изначально итальянское направление кинематографа, которое, казалось бы, столько времени находилось в «спячке», стало просыпаться в наше время. И при практическом отсутствии сюжетных ответвлений, отвлечений в сторону иных тем, картина гнет свою линию посредством оголенного нерва, только увеличивающего напряжение.
Изначально зрителя ставят перед фактом: вот девушка Отэм, имя которой переводится как Осень, ей 17 лет и она беременна. Мы не знаем, кто отец ребенка, мы не знаем даже при каких обстоятельствах это произошло, то есть насильственно или же по доброй воле. Мало того, наблюдая за основной героиней, приходит осознание того, что и ее в конечном итоге уже судьба поставила перед фактом. И при всем этом эмоциональном прецеденте сама лента является весьма безэмоциональной.
У Отэм есть уверенность в одном - ей еще слишком рано становиться мамой, и, получив всестороннюю поддержку от своей двоюродной сестры, они вместе отправляются из провинции в сам Нью-Йорк ради совершения аборта. Сама история, казалось бы, не имеет интриги и не будет спойлером итог этого повествования, но при этом и Отэм (Сидни Флэниган) и ее сестра (Талия Райдер), исполнители ролей которых актрисы-дебютантки, способны удержать все внимание своего зрителя.
Беременная девушка-подросток на протяжении всего действа держится стойким оловянным солдатиком, сдерживая все внутри себя, терзаясь мыслями, лишь постепенно начиная раскрываться и проявлять эмоции во время прохождения разговорных тестов перед процедурой аборта. Все это настроение в виде напряжения и некоего неуютного состояния передается и всей картине Элизы Хиттман. И в жизненность происходящего веришь, не возникает и капли сомнений, и особенно когда ты видишь такого молодого и потерянного в своем абсолюте человека.
Кстати сказать, «никогда, редко, иногда, всегда» - это четыре слова, которые используются в специальном заграничном тесте, который должен дать понять: в опасности ли девушка, подвергается (-лась) ли она насилию. Животрепещущие вопросы, на которые последуют бьющие украдкой ответы, словно спотыкающийся пульс, и они должны дать зрителю хотя бы намеки на то, что происходило с Отэм, и несколько приоткрыть характер девушки, дать понять, что она абсолютно нормальный человек, с массой проблем и неспособностью сообразить, что делать в будущем. Ясно одно - нужно действовать кардинально. Может показаться, что у нее тяжелый характер, но при этом она очень ранима. И мы пройдем с ней весь путь от начала и до конца, искренне желая, чтобы в дальнейшем ее жизнь наладилась.