Название: Внутренний огонь
Сценарий: Михаил Марескин
Продюсер: Евгений Тарло
Оператор: Михаил Квирикадзе
Композитор: Артем Васильев
Художник: Сергей Иванов, Марина Николаева, Ксения Пасюра
Жанр: комедия
Продолжительность: 97 мин. / 01:37
Описание: В роскошной петербургской квартире бывшего наркобарона встречаются четыре незнакомца. Хозяин дома опаздывает, и четверым гостям ничего не остается, кроме как сидеть и разговаривать. Один из них пришел просить денег, другой - оружие, третий с целью шантажа, а четвертый - чтобы убить третьего. Слово за слово - и то, что сначала начиналось как безобидный разговор между ожидающими незнакомцами, превращается в шквал насмешек и оскорблений в адрес самого слабого из них. Ситуация обостряется настолько, что грозит кровавой расправой, а затем... мистическим столкновением с неизбежным.
Мы все одинаковые. Мы все разные
------
Допустим, в трамвай входят 4 человека - одинаково одетых, одинаково хорошо говорящих по-русски и т. д. Допустим, один из них русский, а другие - кавказец, татарин и латыш из Прибалтики. Есть между ними разница или нет? Нет. Но. Любое событие вызовет у этих людей разную реакцию. Влезает, например, в тот же трамвай буйный пьяный и начинает хулиганить. Что произойдет? Ну, русский, конечно, посочувствует, скажет: «Ты, керюха, выйди, пока не забрали». Кавказец не стерпит и даст в зубы. Татарин отойдет в сторону и не станет связываться. Западный человек немедленно вызовет милиционера. Это четыре совершенно разных стереотипа поведения!
Лев Гумилев. Конец и вновь начало.
Чёрная комедия совершенно не укладывающаяся в рациональные рамки осмысления. Много всего и сразу. Полтора часа в стенах одной квартиры, а шума, шухера, выше крыши. Мы все здесь? Каждый из нас? Почти. В типажах. В четвёрке залётных «парней» собравшихся по случайности, по недоразумению, на свою беду в одном месте, в одно время, в разности интересов. Всё как в жизни - под единым солнцем, но тесно. Тесно.
И цыкаем друг на друга, и грозим, и ущемить пытаемся, и на шею сесть, при случае. А сами то что? Что из себя представляем? Ничтожество ни лучше и не хуже остальных. Ну, может быть не столь чудовищны чисто внешне. Более образованны. Облагорожены в ухоженности. Всё как здесь. Уродцы человеческого мира. Мирка. В своём собственном замкнутом пространстве прибывающие. Комплексы, страхи, фобии, маски, позы - отведайте пожалуйста.
Квартира как абстракция. Четвёрка посетителей - суть людская в наблюдении. Пороки проявлением естества. Каждый забавляется как может, как хочет. Вся эта «карусель», весь этот «кордебалет» напоминает картины Алексея Балабанова. Вне сомнений перед нами и «Жмурки»(2005), перед нами и «Груз 200»(2007), и даже «Про уродов и людей»(1998). А ещё мне «поблазнилось» выпуклое уродство Ильи Хржановского из «4»(2004) где проститутка, настройщик и продавец льют воду на мельницу друг друга выдавая себя в сумраке ночного бара не понять за кого... А ещё меня обдало горячительной бравурностью Эмира Кустурицы из 1995 года - «Андеграунд» в бесшабашности сюрреализма с гротеском лиц, сцен, смехом... А ещё...
------
Хаски, деньги, два ствола
------
Радует, что молодые режиссёры в России стали снимать кино на достойном уровне. «Внутренний огонь» - вполне неплохой фильм в жанре криминальной комедии. Режиссёр Михаил Марескин может и не дотягивает до фестивальных картин Кантемира Балагова или до безумного экшена в «Папа, сдохни», но смотрится картина на одном дыхании. Очевидно, что режиссёр вдохновлялся работами Гая Ричи и Тарантино - но это совсем не минус, скорее наоборот.
Сюжет интересно закручен, персонажи раскрываются с неожиданных сторон. Трое мужчин собираются в большой квартире с дорогим интерьером и прислугой - все ждут хозяина квартиры. Типажи посетителей немного гротескные: резкий и нервный молодой бандит; типичный неуклюжий ботаник-задрот и опытный, переживший 90-е (и коллег по «бизнесу»), кавказец в дорогом спортивном костюме. По ходу картины нам показывают яркие флешбеки из жизни персонажей, завязанные на криминале и наркотиках - Гай Ричи передаёт привет. Но «Внутренний огонь» хорош тем, что типажи все наши, родные, узнаваемые! Хотя некоторые сюжетные ходы предсказуемы, но финал угадать точно не получится.
Несомненное достоинство картины - в кадре нет медийных лиц, лично мне все актёры были незнакомы. Порадовала Софья Синицына в образе прислуги хозяина квартиры. После просмотра узнал, что в фильме снимался рэп-исполнитель Хаски. Ну что сказать, голос у него неприятный, внешность оказалась тоже. Но в свою роль наркодилера Хаски вписался неплохо, что неудивительно.
В финале один из героев изрекает известный императив: «Русский рэп - говно». Русский рэп - да, как и был так и остался, а вот русское кино потихоньку из выгребной ямы выбирается. И это прекрасно.