Название: О бесконечности
Название зарубежное: Om det o?ndliga
Сценарий: Рой Андерссон
Продюсер: Йохан Карлссон, Пернилла Сандстрём, Филипп Бобер
Оператор: Гергей Палош
Жанр: драма
Бюджет: €4 558 000
Сборы в мире: $22 826
Премьера (мир): 3 сентября 2019
Премьера (РФ): 25 июня 2020, «Русский Репортаж»
Премьера пользовательские настройки (мир): 3 сен 2019, Вт
Премьера пользовательские настройки (РФ): 25 июн 2020, Чт
Возраст: зрителям, достигшим 16 лет
Продолжительность: 76 мин. / 01:16
Описание: Словно ангелы в «небе над Берлином», они парят над городом подобно влюбленным Марка Шагала. Рассказчица, будто сказочная Шахерезада, плетет кружева городских историй, заглядывает за закрытые окна и проникает в чужие сны, наблюдая за чередой событий обычной жизни с ее банальностью и красотой.
Рейтинг КиноПоиск: 6.533 (605)
Рейтинг IMDB: 6.90 (1640)
Бесконечность не предел!
------
Новая картина шведского режиссера Роя Андерссона «О бесконечности» - это сборник коротких новелл, небольших жизненных ситуаций, которые связаны мимолетным флером сказочности - таинственным голосом рассказчицы, будто бы вновь явившейся миру Шахерезады. Герои ленты - самые обычные люди. С ними случаются беды, они переживают минуты горести и счастья, сталкиваются с кризисом веры и тяжелыми последствиями людского эгоизма.
Рой Андерссон - признанный классик европейского кино. За его плечами множество наград, главная из которых - «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля за философскую драму «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии». Лента завершала черную «трилогию живущего», куда, помимо «Голубя...» входят картины «Песни со второго этажа» и «Ты, живущий». В них Андерссон вырабатывает собственный узнаваемый стиль, наполняя статичные кадры гротеском, черным юмором и необычно смешанным с отреченностью реализмом. Спустя пять лет после победы в Венеции и яркого окончания трилогии режиссер решил вновь обратиться к экзистенциальным вопросам в своеобразном эпилоге трилогии - «О бесконечности».
В новой работе Андерссон пользуется уже знакомым авторским почерком. Картина состоит из множества сцен, снятых одним планом статичной камерой так, что глаз успевает зацепиться за малейшие детали и движения, на важность которых и делает упор режиссер. Каждая сцена сопровождается небольшим комментарием от рассказчицы: «Я видела мужчину, который...», «Я видела женщину, которая...», - таким образом в альманах друг за другом пришиваются всё новые и новые сюжеты, формирующие единую картину о нелегкости бытия. Это подчеркивается цветом: тусклые тона превалируют в кадре, лишь изредка позволяя лучикам солнца пробраться в царство кромешной серости бытия.
Во всех зарисовках Андерссон старается поставить героя в неловкое положение разной тяжести. С историями о девушке, сломавшей каблук на вокзале, и мужчине с дочерью, попавшими под проливной дождь, соседствуют истории куда тяжелее. Здесь и сказ о мужчине, привязанном к столбу и молящем о пощаде, и новелла о последствиях сиюминутного гнева, приведшего к разрушению семьи. В предыдущих работах «трилогии живущего» Андерссон уделял особое внимание историям-передышкам, которые позволяли отдыхать между определяющими новеллами. Они часто наполнялись намеренной фантастичностью и черным юмором. «О бесконечности» сложно уличить в использовании подобных инструментов. Наоборот, режиссер будто бы устает от собственного художественного приема, он разочарован жизнью и людьми, но при этом из последних сил старается искать счастье в мелочах вроде первой любви, танца под солнцем возле кафе или игры с маленьким ребенком. Такие моменты у человека пока еще не отнять.
Несмотря на выраженную депрессивность и, на первый взгляд, безысходность, Андерссон видит выход практически из каждой ситуации. Геометрия кадра недвусмысленно намекает на то, что дорога и маневр для движения есть почти всегда: будь это перрон вокзала, по которому вдаль уходит молодая семья, или бескрайнее голубое небо, позволяющее свободно выбирать путь птицам и парящим над городом шагаловским влюбленным. К слову, Андерссон успешно использует в своей работе и интертекст, несколько раз ссылаясь, в том числе, и на произведения искусства русских художников и писателей. В первой же экспозиционной новелле режиссер цитирует «Дядю Ваню» Антона Чехова («Вот уже и сентябрь»), а на постер и вовсе вынесена кинематографическая зарисовка, отсылающая к картине Марка Шагала «Над городом». Также в фильме есть новелла о последних минутах Адольфа Гитлера, тщательно срисованная с картины советских художников Кукрыниксов «Конец».
Андерссон, как и любой другой большой автор, обращается к темам религии и войны, отдавая им важную часть ленты. Единственный сквозной персонаж картины - священник, утративший веру в Бога. В нем кипит борьба между верой и отчаянием, между признанием перед Богом своих ошибок и человеческим желанием избавиться от этой борьбы. Именно новеллы о религии и войне у атеиста Андерссона кажутся безвыходными. Священник не может найти дорогу к Богу, а фашисты, будь то Гитлер в бункере или целая армия, под дулами автоматов направляющаяся в Сибирь, лишены какой-либо свободы. Режиссер попросту не может найти для них дверь для выхода, словно признавая, что религия и война - это то, что будет вместе с человечеством всегда. Как будут бесконечно рядом с нами любовь, одиночество, страх, эгоизм и нежность. Бесконечность, вынесенная в название ленты, по мнению Андерссона, заключается в постоянном повторении жизненных циклов, энергетической связи между людьми, которая может принимать самые разные формы.