Название: Заражение
Название зарубежное: Contagion
Слоган: «Скоро мир будет инфицирован»
Сценарий: Скотт З. Бёрнс
Продюсер: Грегори Джейкобс, Майкл Шамберг, Стейси Шер
Оператор: Стивен Содерберг
Композитор: Клифф Мартинес
Художник: Ховард Каммингс, Абделла Баадиль, Саймон Доббин
Монтаж: Стивен Миррионе
Жанр: фантастика, боевик, триллер, драма
Роли дублировали: Рамиля Искандер, Марианна Шульц, Алексей Рязанцев, Василий Дахненко, Борис Шувалов
Бюджет: $60 000 000
Сборы в США: $75 658 097
Сборы в мире: + $60 857 770 = $136 515 867
Сборы в России: $3 791 868
Премьера (мир): 3 сентября 2011
Премьера (РФ): 13 октября 2011, «Каро-Премьер»
Премьера пользовательские настройки (мир): 3 сен 2011, Сб
Премьера пользовательские настройки (РФ): 13 окт 2011, Чт
Релиз на DVD: 26 января 2012, «CP-Digital»
Зрители: 9.54 млн,
912.1 тыс.,
672.7 тыс.
Возраст: зрителям, достигшим 12 лет
Продолжительность: 106 мин. / 01:46
Описание: Международная организация врачей совместно с Центром по контролю и профилактике заболеваний США пытается помешать распространению смертельного вируса.
Рейтинг КиноПоиск: 6.490 (82 563)
Рейтинг IMDB: 6.70 (245 345)
В качестве рекламной акции канадское отделение кинокомпании «Warner Bros. Pictures» заказало две огромные чашки Петри и установило их в витрине торгового центра в Торонто. За несколько дней бактерии и грибки в них выросли и образовали название фильма и знаки биологической опасности.
------
Консультант фильма доктор Йен Липкин, профессор эпидемиологии из Школы управления здравоохранения им. Мейлмана при Колумбийском университете, заявил, что описанный в фильме вирус напоминает вирус Нипах, который был впервые выявлен в Малайзии в конце 1990-х годов во время вспышки заболевания среди фермеров-свиноводов.
Очень злободневное кино.
------
Стивен Содерберг заслуженно считается одним из лучших голливудских режиссеров современности, одним из немногих мастеров, способных собрать в одном кадре весь цвет национального и общемирового кинематографа (трилогия о Друзьях Оушена, «Нокаут», «Побочный эффект» и т. д. как бы намекают). Одна из самых звездных картин автора, «Заражение» (Contagion, 2011) переживает сегодня новую волну популярности - во многом, из-за пугающей актуальности и злободневности описываемых событий, из-за чего фильм воспринимается многими зрителями фактически пророческим.
И действительно, вспышка заражения начинается в Китае, разносчиком мутировавшей заразы становятся летучие мыши, высокий уровень заразности (даже ее распространение через предметы) и беспрецедентные карантинные меры по всему миру... Когда смотришь на закрытые аэропорты, вокзалы, общественные места вроде кинотеатров и ресторанов, толпы в масках и переоборудование стадионов в больницы, невольно возникают ассоциации с нынешними новостными сводками из Италии или тех же США. Монолог героини Кейт Уинслетт о заразности вируса, статистике прикосновений человека к лицу, и даже профилактических мерах один-в-один совпадают с теми рекомендациями и информацией, которую озвучивают медицинские специалисты в СМИ. От того мародерство и беспорядки доведенных до пика людей выглядят особенно угрожающе. Еще вчера приветливые и общительные, соседи превращаются в параноиков, аптеки подвергаются нападению, закрывающие границы городов на карантин военные угрожают гражданским оружием. Люди бегают от зараженных как от прокаженных, на улицах разруха, пожары, насилие. Как справедливо отмечают персонажи фильма, эпидемия вируса оборачивается еще более мощной пандемией страха. Удар по психологическому состоянию людей, моральное разложение общества, экономические проблемы, государственная ложь и врачебное бессилие - такой вот пессимистический букет представляет нам Содерберг. Вкупе с невероятным реализмом.
Но в то же время вымышленный вирус куда более опасен, чем бушующий сейчас в реальном мире COVID-19, а занятые в проекте артисты эту угрозу показывают идеально. Вирусологи-ученые растерянно разводят руками, врачи самоотверженно кладут свое здоровье на алтарь борьбы с инфекцией, спецслужбы (в лице Брайана Крэнстона в фактически камео-образе) стараются предотвратить панику, а журналисты (яркий и шустрый персонаж Джуда Лоу) напротив, кричат о том, что правительство обманывает своих граждан, занижая уровень опасности нового заболевания. И, что в фильме особенно напрягает, блоггер оказывается прав.
Прочих персонажей в равной степени качественно изображают Мэтт Дэймон (обычный семьянин с несуразной прической, чья жена стала первой жертвой инфекции), Кейт Уинслетт (как всегда прекрасная в роли ответственного и самоотверженного врача, бросившего все силы на борьбу с вирусом), как всегда мрачный Лоуренс Фишберн в роли главы научного центра вирусологии, сексуальная Марион Котийяр (уж очень ей идет голос Рамили Искандер) в роли властной американской чиновницы и знакомая по «Цели номер один» Дженнифер Эль.
При первом просмотре фильм показался мне скучным (возможно, в силу возраста и интересов, преобладавших на тот период). При повторном же просмотре нельзя не согласиться, что актерская команда, композитор, оператор (морозно-холодная картинка, разбавляемая кислотно-яркими ядовитыми вкраплениями) создают антураж по-настоящему пораженного мира, эдакую предапокалипсисную атмосферу, а персонажи, изображающие врачей-вирусологов, последними героями на Земле. Невероятно реалистично снятый карантин, отображающий сегодняшнюю общемировую ситуацию, логичное поведение персонажей - все это удерживает зрителя у экрана телевизора в напряжении до самого финала. Который, кстати, действительно вселяет надежду на то, что все точно скоро образуется.
В итоге перед нами довольно мощный по накалу творящихся в кадре и за его пределами триллер, радующий очень мощной работой всего актерского ансамбля, а также воссоздаваемой атмосферой всеобщего страха, паники и паранойи на фоне злободневной и пугающе актуальной истории, аналогию которой зрители по всему миру фактически могут наблюдать за окном. И дай Бог, чтобы зритель российский за этим следил только в кино или по новостным программам.
------
Бактериологическая сюита
------
Ещё до того, как зритель увидит картинку, с чёрного экрана донесётся кашель - фильм заставляет поёрзать в кресле уже с первых секунд. То, что через пять минут героиня Гвинет Пэлтроу забьётся в конвульсиях и умрёт, неожиданностью не является, известно ещё по трейлеру и, кажется, отмечается рецензентами в каждом тексте. Куда неожиданнее, когда один из лучших эпидемиологов (бойкая и подчёркнуто здоровая Кейт Уинслет), пытающихся разобраться в случившемся, какое-то время спустя отчаявшимся голосом произнесёт в телефонную трубку: «Кажется, я больна».
Как и персонажи «Заражения» - Международная организация врачей и Центр по контролю и профилактике заболеваний США, которым продолжительное время не удаётся установить природу вируса и предотвратить эпидемию, потенциальный зритель ещё до выхода фильма тоже находился в состоянии полной неопределённости. Сюжет долго держался в секрете, а потом попросту стал безынтересен - как много подобных историй породил американский кинематограф уже и не вспомнить. И будь на месте режиссёра-интеллектуала Стивена Содерберга кто-то другой, «Заражение» возможно так бы и осталось очередным непримечательным триллером про неизвестный вирус, стремительными темпами выкашивающий население Земли. В действительности это - большое кино; большое не столько по размаху и количеству звёзд (их здесь много, хотя до прежних рекордов Содерберга далеко), сколько с точки зрения языка кино.
Подобно прошлогодней «Социальной сети» Дэвида Финчера, «Заражение» - не кино, а целое явление. Большой режиссёр, отбросив формальности вроде авторской позиции (до которой, давайте честно, никому давно нет никакого дела), буквально по мотивам вчерашних событий создаёт нечто настолько актуальное и в равной же степени сиюминутное, настолько мастерски выписанное и скроенное, что просто ах - сто минут сопереживания с открытым ртом, что это было, а давайте ещё раз? Можно быстро скатиться в пошлость, рассказывая какой здесь идеально выверенный темп, какой стильный техно-саундтрек, какая режиссура, какие у всех умные лица, но, чёрт возьми, Содерберг и здесь превосходит себя, переизобретая фильм-катастрофу: за всё время ничего не сломается и не взорвётся, здесь нет зомби, никаких дешёвых фокусов, всё построено на реализме происходящего и потому напряжение стоит нешуточное.
«Заражение» стилизовано под документальное кино, но не визуально, а драматургически: куча сюжетных линий обрисовывают проблему практически со всех возможных ракурсов, со стороны простого американского народа, китайцев, военных, врачей, журналистов и блоггеров; поражаешься, насколько тонко, компактно и органично всё это удалось уложить в формат интеллектуального блокбастера. При этом личные истории людей сведены до минимума, большим звёздам Мэтту Деймону, Джуду Лоу, Лоренсу Фишберну, Марион Котийяр и всем-всем остальным отведены рекордно мизерные роли, главный герой «Заражения» даже не столько вирус, сколько страх, зарождающийся по обе стороны экрана. И ради отработки этого концепта Содерберг готов хоронить звёзд уже в первом акте, что достойно аплодисментов за смелость.