Название: Текст
Сценарий: Дмитрий Глуховский
Продюсер: Вадим Верещагин, Эдуард Илоян, Денис Жалинский
Оператор: Андрей Иванов
Композитор: Николай Ростов, Дмитрий Носков, Иван Бурляев
Художник: Анна Козлова, Виктория Ефимова-Шестаковская
Монтаж: Тим Павелко
Жанр: драма, триллер
Бюджет: 75 000 000 руб.
Сборы в мире: $6 157 738
Сборы в России: $6 386 186
Премьера (мир): 24 октября 2019
Премьера (РФ): 24 октября 2019, «Централ Партнершип»
Премьера пользовательские настройки (мир): 24 окт 2019, Чт
Премьера пользовательские настройки (РФ): 24 окт 2019, Чт
Возраст: зрителям, достигшим 18 лет
Продолжительность: 132 мин. / 02:12
Описание: 27-летний Илья Горюнов семь лет отсидел в тюрьме по ложному обвинению в распространении наркотиков. Теперь он выходит на свободу движимый лишь одним желанием - отомстить тому мажору Петру, который подбросил ему наркотики и поломал жизнь. Встретившись лицом к лицу со своим обидчиком, Илья совершает импульсивный поступок и получает доступ к смартфону Петра, а с ним и к жизни молодого человека - его фотографиям и видео, перепискам с родителями и девушкой Ниной, к странным, полным недомолвок и угроз переговорам с коллегами. На время Илья становится для всех Петром - через текст на экране телефона.
Рейтинг КиноПоиск: 6.972 (51 984)
Рейтинг IMDB: 6.70 (1621)
Съемки фильма проходили в Москве, Дзержинском и на Мальдивских островах.
Неоднозначно
------
Этот фильм сложно воспринимать как типичный, где есть главный герой, к которому зритель преисполнен эмпатией, за которого волнуешься, ждешь его победы в чем-то. Разве только в начале от несправедливости судьбы, когда нам показывают, какова сила случая. Но в дальнейшем к главному герою испытывать эту самую эмпатию трудно, потому что его же поступки его и очерняют. И в итоге остается смотреть на то, как разрешится порожденная им же ситуация.
И вот сам процесс этого разрешения показан интересно. Интересно, потому что понимаешь, насколько случай перекосил главного героя, все его возможности и варианты будущего. Безысходность, слабость - вот чем набит фильм, и это сильно давит при просмотре по ощущениям зрителя, если он хоть сколь-нибудь впечатлителен.
С другой стороны, чтобы это показать, не нужно быть гением, такой поворот в жизни героя не является чем-то необычным для российского зрителя, оттого и герой как личность по большому счету не интересен, он слишком реалистичен и слишком зауряден. Оттого интерес переходит от личности к событиям, что порождены его поступками, и к общему настроению фильма.
Сцена с Асмус как будто специально создана для шумихи, потому что сюжетного посыла от нее нет никакого, она нужна исключительно для эмоций, что, конечно, работает, но крайне дешево. Ее можно вырезать из фильма и ничего не изменится
Идея же фильма, указанная в названии и описанная в синопсисе книги, интересная, ее даже раскрывают и весьма неплохо, но несколько робко. Плюс заслужили
------
Когда вся жизнь в телефоне...
------
Отечественные экранизации современной российской литературы не отличаются стабильностью. Причем результат редко зависит от качества первоисточника. Вспомнить хоть «Черновик», создатели которого весьма небрежно обошлись с оригинальным романом Сергея Лукьяненко. В этом плане у «Текста» изначально было больше шансов на успех, так как сценарий написал сам Глуховский - автор романа, который лег в основу фильма.
Задача стояла сложная - сделать драматичный триллер, персонажи которого редко встречаются лицом к лицу и чаще переписываются онлайн. Современные технологии с голосовым вводом помогли оживить диалоги в мессенджерах. Нередко зрителю демонстрируют видео, снятые на хорошую камеру современного смартфона. Но большая часть фильма сделана все же по старинке. Тех, кто боится полфильма разглядывать экран телефона главного героя, сразу можно успокоить - этого нет и в помине.
А что есть в фильме? В первую очередь, драма с актуальным социальным подтекстом. Тема полицейского произвола, взяточничества и бандитизма знакома не понаслышке каждому жителю страны (к сожалению). Но в основе и книги, и фильма лежит все-таки другая проблематика - современность такова, что вся наша жизнь в телефоне. И работа, и личные отношения, все секреты и тайны. Завладев телефоном человека можно, пусть и ограниченное время, управлять его жизнью и принимать судьбоносные для других людей решения.
Ну а что же с жизнью в реальности? Может, она и не нужна вовсе? Главный герой завладевает телефоном человека, несправедливо отправившего его в тюрьму на семь лет. Завладевает и начинает жить жизнью этого человека, потому что своей жизни, «настоящей жизни» в реальности у него нет. Он будто бы примеряет на себя лицо этого человека и вслед за этим начинает невольно проникаться сочувствием к его близким. Его девушку от представляет своей девушкой и поступает с ней так, как сам поступил бы на его месте. И таких параллелей несколько.
Однако в конце фильм передергивает в совсем другую сторону - в сторону вопроса о психологии преступника, который поднимал еще Достоевский в своем великом романе «Преступление и наказание». У фильма с этим романом на самом деле много общего в деталях, хотя сюжеты сильно разнятся.
Помимо неплохого сценария хотелось бы отметить великолепную постановку и операторскую работу. В фильме много отлично снятых, запоминающихся моментов. Сцена, в которой главный герой завладевает смартфоном обидчика, снята одним дублем и, как утверждают источники, полностью сымпровизирована Александром Петровым. Финальная сцена ленты также снята непрерывным дублем на шесть с половиной минут с постоянным перемещением главного героя из одной комнаты квартиры в другую. Интересные ракурсы были подобраны с учетом зеркал, в которых зритель может увидеть отражение героев и предметов, находящихся за кадром. Уровень сьемки действительно очень высокий.
Из недостатков в первую очередь стоит отметить монтаж звука. Иногда, особенно в начале ленты, очень сложно отчетливо услышать, что же там герои бормочут себе под нос. Видимо, создатели фильма хотели добиться какого-то определенного эффекта, но получилось, откровенно говоря, не очень удачно.
Фильму также не хватает идейной целостности. Нет ясной, определенной идеи, которая прослеживалась бы на протяжении всей ленты и связывала бы все события воедино. Есть отдельные хорошие мысли, но между собой они сплетены очень грубо, негармонично. Можно также придираться к вороху совпадений, которые ведут героя по тому пути, который для него избирает сценарист.
Несмотря на явные недостатки, на выходе фильм получился достойным. Определенно выше среднего, особенно по российским меркам. Смелая, живая, близкая к простым людям картина, по духу очень схожая с фильмами Юрия Быкова. Но только если Быков в проблематике своего творчества остался в нулевых и начале десятых годов нынешнего века, то проблематика «Текста» куда более современная и актуальная.