Название: Тайная жизнь
Название зарубежное: A Hidden Life
Сценарий: Терренс Малик
Продюсер: Элизабет Бентли, Дарио Берджесио, Мэтт Билски
Оператор: Йорг Видмер
Композитор: Джеймс Ньютон Ховард
Художник: Себастьян Т. Кравинкель, Стив Саммерсгилл, Брайс Тибби
Монтаж: Реман Низар Али, Joe Gleason, Себастьян Джонс
Жанр: драма, военный, биография, история
Сборы в США: $1 730 597
Сборы в мире: + $2 393 765 = $4 124 362
Премьера (мир): 19 мая 2019
Премьера (РФ): 19 марта 2020, «Белые ночи»
Премьера пользовательские настройки (мир): 19 мая 2019, Вс
Премьера пользовательские настройки (РФ): 19 мар 2020, Чт
Возраст: зрителям, достигшим 16 лет
Продолжительность: 174 мин. / 02:54
Описание: История символа австрийского сопротивления, Франца Егерштеттера, отказавшегося сражаться за нацистов во Второй мировой войне. Когда Франц сталкивается с угрозой казни за измену, несмотря на многочисленные возможности ее избежать, он продолжает отстаивать свои убеждения, опираясь на веру и любовь своей семьи.
Рейтинг КиноПоиск: 7.341 (275)
Рейтинг IMDB: 7.60 (6222)
Режиссёр фильма Терренс Малик в университете изучал философию, областью его интересов были работы крупного немецкого мыслителя двадцатого века - Мартина Хайдеггера. До сих пор ведутся споры по поводу политических взглядов этого философа. Он состоял в нацистской партии НСДАП и публично одобрял действия фюрера. Усугубила ситуацию недавняя публикация «Чёрных тетрадей» - дневниковых записей Хайдеггера. Где нашли ещё больше подтверждений его симпатии фашистскому режиму.
Перед просмотром фильма было любопытно - найдут ли отражение спорные политические взгляды изученного Маликом Хайдеггера на историю борьбы австрийского фермера Франца Егерштеттера с гитлеровским режимом. Посмотрев фильм, можно однозначно ответить - нет. Малик остался верен своим духовным идеалам. Фашизм в его фильме - абсолютное зло, с дотошностью запечатленное в каждой детали лиц его представителей, которые будет неоднократно фиксироваться крупным планом.
С тёмной стороной Хайдеггера мы разобрались, однако про него пока рано забывать. В фильме много другого Хайдеггера. Хайдеггера почвенника. Философ всегда испытывал любовь к крестьянской жизни и не упускал возможность пожить в глуши - хижине в Тодтнауберге в шварцвальдских горах. «Философский труд не может быть уделом чудака, засевшего в своем углу. Самое место ему - среди крестьянского труда».
«Тайная жизнь» отлично воплощает этот концепт. На протяжении почти трёх часов Малик практически в каждом кадре смакует крестьянский быт под философские монологи. Режиссёр воспевает непопулярные сегодня традиционные ценности: крепкие семейные отношения, честный физический труд, любовь к природе. На этих незыблемых столпах держится мировоззрение простого австрийского фермера Франца Егерштеттера. Ни квасной патриотизм, ни общественное порицание, ни физическое насилие - ничто не способно заставить его переступить через свои принципы.
В техническом плане картина выглядит как рядовая работа Терренса Малика с его характерным почерком. Блуждающая камера норовит заглянуть в лица героев. Шевелящаяся зелёная трава как и раньше выступает отдельным персонажем и фетишем. Нескончаемый поток сознания сопровождает полные религиозного духа кадры природы.
И Мартин Хайдеггер, и Франц Егерштеттер остались в истории. Первый как влиятельный философ двадцатого века со спорной политической позицией, не брезгующий интеллектуальными манёврами в личных интересах. Второй как блаженный мученик с непоколебимыми принципами. Терренс Малик тщательно изучил «тайную жизнь» обоих. Его кино говорит нам о выводах, которые он из этого сделал.
------
«Тайная жизнь», как и многие другие картины известного режиссера Терренса Малика, относятся к формату визуализированного авторского высказывания на фоне кинематографического полотна. Режиссер, словно художник, в каждой своей работе начинает сначала с общих размышлений (полета фантазий), которые потом преобразуются в первые яркие мазки, создавая на пустом месте целую вселенную с глубокомысленной историей человеческих взаимоотношений. Не исключено, если бы Терренс Малик не был режиссером, то, наверняка, реализовался бы в живописи, так как его фильмы, а точнее некоторые сцены так и просятся на холст. И новый фильм, безусловно, не исключение, являясь очень проницательным, тяжелым и весьма неоднозначным произведением настоящего творца. Трехчасовое повествование рассказывает нам о непростой судьбе одной австрийской семьи, столкнувшейся с нацистской машиной жестокого реализма. В какой-то момент глава семьи, осознав бессмысленность войны, отказывается вступить в ряды немецкой армии, тем самым подвергнув себя и свою семью к тяжелейшим испытаниям на прочность веры и силы духа. Унижения, пытки, голод и тяжелый физический труд женскими руками многим покажется страшной правдой жизни, хотя через это проходила практически каждая семья, столкнувшаяся лицом к лицу с ужасами войны.
Сразу стоит предупредить, в сюжете периодически происходят большие отступления с философскими размышлениями о жизни, семье, свободе выбора, религии и любви, где автор использует это в письмах, а также в озвученных закадровым голосом мыслях. В фильме вообще герои много думают и разговаривают сами с собой и друг с другом, находясь на значительном расстоянии. По сути, если убрать из фильма весь закадровый текст, то конкретных действий хватит максимум на полтора часа. Поэтому нужно заранее себя морально подготовить к определенному пониманию структуры всего повествования, чтобы потом не разочароваться во время просмотра. И всё же, несмотря на большой хронометраж, картина выдержана в лучших традициях авторского кино с мощнейшим эмоционально-значимым посылом. Многие эпизоды буквально переполнены внутренней драматургией, отражающиеся в эмоциях, взглядах и действиях героев. А глубина и сила их большой любви способна растопить даже самые черствые сердца. На протяжении фильма зрители будут гадать, сомневаться, осуждать и всяческие поддерживать супружескую пару, которая во имя своей веры и любви готова идти до самого конца, невзирая на ужасающие последствия. Но какова цена за свои предубеждения? Стоят ли они таких страданий и принесенных жертв, где за сказанные слова, в родных детей бросают камни еще вчерашние соседи, жене приходится в одиночку голыми руками буквально пахать землю, чтобы прокормить семью, а тем временем супругу терпеть унижения и боль в стенах нацистской тюрьмы?
Конечно, можно по-разному относиться и к стилистике режиссера, где эффект живой камеры присутствует во время всего действия, и к поднимаемой теме, но ясно одно, картина обязательно оставит свой след в памяти каждого думающего зрителя. Эстетическая красота визуального художества с проникновенным музыкальным сопровождением делает всё возможное, чтобы зритель во время просмотра забыл о времени и полностью растворился в происходящих событиях и стал частью героев, чья судьба является зеркальным отражением всех пострадавших от губительной войны.