Название: Маяк
Название зарубежное: The Lighthouse
Слоган: «Ты что-то скрываешь, да?»
Сценарий: Макс Эггерс, Роберт Эггерс
Продюсер: Роберт Эггерс, Юри Хенли, Лоренцо Сантанна
Оператор: Джарин Блашке
Композитор: Марк Корвен
Художник: Крэйг Лэтроп, Мэтт Лайкли, Линда Мьюир
Монтаж: Луиз Форд
Жанр: ужасы, фэнтези, драма
Сборы в США: $10 721 658
Сборы в мире: + $1 300 000 = $12 021 658
Премьера (мир): 19 мая 2019
Премьера (РФ): 16 января 2020, «UPI»
Премьера пользовательские настройки (мир): 19 мая 2019, Вс
Премьера пользовательские настройки (РФ): 16 янв 2020, Чт
Возраст: зрителям, достигшим 18 лет
Продолжительность: 109 мин. / 01:49
Описание: 1890-е годы, где-то неподалёку от побережья Новой Англии. Молодой человек Ифраим Уинслоу приезжает на отдалённый остров работать новым помощником смотрителя маяка, хромоногого и бородатого Томаса Уэйка. Тот обращается с парнем как с личным рабом и запрещает ему подниматься на сам маяк и управлять светом. Ифраима не отпускает собственное прошлое, и вскоре на каменистом острове - то ли ему мерещится, то ли в самом деле - начинает происходить всякая чертовщина.
Ключевые слова : yes
Рейтинг КиноПоиск: 7.589 (2245)
Рейтинг IMDB: 8.10 (26 297)
The light is mine
------
Мрачная психологическая драма с элементами мистики в исполнении всего двух актёров: Дэфо и Паттинсона. Дэфо - мощный драматический актёр, и здесь его талант блеснул еще одной гранью: перевоплощение в мрачного вредного старика просто феноменальное. Паттинсон, конечно, актёр не такого масштаба - но он старается, его игре веришь. Плавно погружаемся в кошмар вместе с Паттинсоном, где на пике делириума атакуют хищные чайки, вожделеют русалки и манит СВЕТ, тайну которого скрывает вредный старик. Погрузиться в кошмар и наслаждаться перевоплощением Дэфо мешают странный формат кадра 1,19:1 (почти квадрат) и черно-белая картинка. Эггерс снял пострясающе красивый и пугающий фильм «Ведьма» (2015), где мастерская работа с цветом и нормальный широкоэкранный кадр 1,66:1. Если ч/б плёнку в «Маяке» еще можно понять, то формат кадра - загадка, которую не хочется разгадывать. В погоне за эстетикой артхауса легко потерять саму суть кино - пресловутая «приостановка неверия» становится трудной для зрителя. Но борьба характеров на экране всё же держит в напряжении - что же там, на верхушке маяка, куда старик не пускает напарника?
------
Великолепный дуэт
------
Казалось бы, чем может привлечь лента с 16-милиметровой плёнкой в духе прошлого века? Потрясающей атмосферой, ностальгией и жуткой историей. Постановка картины дарует раскрытие героев в замкнутом пространстве и куда больше демонстрирует актёрский талант, чем крупные блокбастеры.
Перед нами хранитель света на маяке и молодой помощник. Разница в опыте, возрасте и касте актёров отражает позиции персонажей и разделяет их путём субординации. Сюжет ясно даёт понять, кто есть кто. Жестокие и мерзкие действия одного противоположны усидчивым и тщательным действиям другого. Мрачный саундтрек с каждым разом нагоняет напряжение и сгущает тучи над башней маяка, сильнее сжимая Паттинсона в крепкой узде Дефо, будто стягивает петлю на шее. Потрясающая атмосфера разделяет героев, отчего мы можем наблюдать за каждым по-отдельности, а совместные приёмы пищи демонстрируют влияние и энергию героев.
Благодаря оригинальному звуку можно оценить эмоции и накал страстей. Чем больше унижает смотритель помощника, тем сильнее перед нами открываются испытания души тихого и безобидного юноши. Путём разговоров зритель выуживает информацию о прошлом героев, но хранитель маяка, будто дементор, высасывает всю радость и жизненные соки доброго паренька. Свод обязанностей не знает границ, а некоторые запреты вселяют любопытство. Фильм не даёт скучать, под усилением рабочих обязанностей он всё больше раскрывает и преобразовывает характеры людей.
Со временем начинаются перемены мистического характера, отчего на ум приходит «Overlook» из «Сияния» Кубрика, где место оказывало сильное воздействие на обитателей. Так же и Роберт меняется под тоталитарным режимом Уиллема. Эта история о сильном влиянии закрытого пространства и тёмного смотрителя. Иной раз кажется, что Дефо на правах более мудрого человека ведёт себя приемлемо, но когда начинаются мерзкие кадры, и поведение от жуткого перетекает в омерзительное, тогда и герой теряет связь с реальностью.
Фильм добавляет аллюзии на существование в этом месте. Безупречная актёрская игра ребят дарит шквал эмоций. Мимика Дефо по-настоящему устрашает, а суровый нрав его героя вызывает трепет в душе. Но настоящее раскрытие получил субъект дуэта. Роберт меняется до неузнаваемости. Впитывающий негатив как губка, актёр выдаёт безупречное исполнение совершенно опустошенного и иного человека. От тихони в начале картины не осталось и следа, а зритель получил шквал эмоций с лихвой.
Атмосфера и жестокие, даже скорее мерзкие, эпизоды создают впечатление об этом месте постепенно. Оно мерцающее, жутко переменчивое, но в своём роде великое. Даже от маяка, безмолвно хранящего тайны своих гостей, веет чем-то ужасающим. Теряется грань между видениями и явью, что поначалу кажется не очень хорошим штрихом для фильма, мол, совершенно другой жанр и посыл в работе режиссёра Роберта Эггерса, но когда ты разбираешься под финал в происходящем, то открытие ещё больше оказывает зловещий эффект.
Безусловно, это лучшая роль Роберта Паттинсона - он исполняет чертовски гениально. Актёр вышел из прошлых амплуа и сравнений, а грядущие работы только больше доказывают значимость Седрика Диггори. Уиллем Дефо делает то, что умеет, и делает это безупречно. Устрашающая мимика и сложная роль подарили харизматичного персонажа. Финал ленты обезоруживает сходу. Вот чего ты не ожидаешь в процессе просмотра.
«What? What? What? What? - What? What? What else?»
Это гениальная работа. Посмотрим на грядущей церемонии награждения, какое влияние она окажет на результаты. Достойный противовес известным конкурентам.